понедельник, 25 апреля 2022 г.

8 клас біологія 28.04-29.04.22

 Тема 1СЕНСОРНІ СИСТЕМИ СМАКУ, НЮХУ, РУХУ, ДОТИКУ, ТЕМПЕРАТУРИ

тема: сенсорні системи дотику, температури,  болю

1. Доброго дня дорогі 8-класники!  Ми продовжуємо подорож сенсорними системами, які допомогають нам отримувати інформацію з навколишнього середовища.


2. Пропоную переглянути відео урок за посиланням з теми урокуhttps://www.youtube.com/watch?v=efDsh2V2fPw    

3. Не забувайте про нашого помічника - підручника (автор Соболь) 

в ньому ви теж знайдете багато цікавого  в параграфі 47, який потрібно прочитати. Складіть 5 питань для своїх однокласників з теми уроку

 Письмові завдання надсилайте зручним для вас способом  на вайбер

Тема 2 ПОРУШЕННЯ РОБОТИ СЕНСОРНИХ СИСТЕМ
Нарушение сенсорных функций приводит к невозможности полноценного восприятия информации из окружающей среды. В данной статье вы узнаете какие есть сенсорные нарушения и их причины.

Содержание
 Нарушение функций сенсорных систем
Нарушение обоняния
Нарушение вкуса
Нарушение слуха
 Нарушение функций сенсорных систем

Нарушение обоняния

Случаи нарушения обоняния:

– усложняется доступ пахучих веществ к обонятельному нейроэпителию (транспортные потери),
повреждается рецепторная зона (утрата ощущения),

– поражается центральный обонятельный путь (невральные потери).

Транспортные нарушения обоняния могут возникать при набухании слизистой носовой перегородки в результате острых респираторных вирусных инфекций, бактериального ринита, синусита, аллергического ринита, а также органических поражений носовой полости, например при искривлениях носовой перегородки, полипах и новообразованиях.

К потере обоняния приводят также нарушения секреции слизистой , при которых обонятельные реснички погружаются в секрет. В настоящее время мало что известно об особенностях слизистой среды обонятельного нейроэпителия.

Сенсорные нарушения обоняния возникают при:

– вирусных инфекционных заболеваниях,

– новообразованиях,

– вдыхании токсичных химических веществ, препаратов, нарушающих изменение клеток,

– при лучевой терапии на область головы.

Можно выделить следующие расстройства обоняния:

– полная (общая) аносмия – отсутствие обоняния;

– частичная аносмия – способность различать некоторые (но не все) запахи;

–  специфическая аносмия – неспособность различать какой-либо запах 
полная (общая) гипосмия – снижение чувствительности ко всем запахам;
частичная гипосмия – понижение чувствительности к некоторым запахам;

– диозмия (какосмия или параосмия) – извращенное восприятие запахов, то есть ощущение неприятного запаха, когда на самом деле имеет место приятный аромат, или же ощущение запахов, которых нет в данной окружающей среде;

– полная (общая) гиперосмия – повышение чувствительности ко всем запахам;

– частичная гиперосмия – повышение чувствительности к некоторым запахам;

– агнозия – неспособность описать словами свои обонятельные ощущения, даже если сохраняется способность воспринимать и различать запахи.
Нарушение вкуса

Случаи нарушения вкуса:

– затрудняется оценка вкуса определенного вещества на уровне рецепторных клеток вкусовой почки (транспортные потери);

– при повреждениях рецепторных клеток (сенсорные нарушения),
при повреждении вкусовых афферентных нервов и центральных отделов вкусового анализатора (невральные нарушения).

Транспортные расстройства вкуса развиваются при ксеростамии (сухость во рту) разного происхождения, включая синдром Шегрена, отравление солями тяжелых металлов и закупорку вкусовых пор бактериями.

Сенсорные вкусовые расстройства возникают при воспалительных и дегенеративных поражениях полости рта, приеме некоторых лекарственных препаратов, особенно затрудняют регенерацию клеток, например противоопухолевых, при лучевой терапии полости рта и глотки, при вирусных инфекциях, новообразованиях, заболеваниях эндокринной системы, а отдельные.

Невральные вкусовые расстройства наблюдаются при опухолях, травмах и после оперативных вмешательств, в результате которых повреждается целостность вкусовых волокон.

Нарушения вкусовых ощущений можно разделить на:

– тотальная агевзия – неспособность различить сладкий, соленый, горький и кислый вкус;

– частичная агевзия – нарушение способности воспринимать некоторые вкусовые ощущения;
специфическая агевзия – неспособность различать вкус некоторых веществ;
тотальная гипогевзия – понижение вкусовой чувствительности ко всем веществам;

– частичная гипогевзия – снижение вкусовой чувствительности к некоторым веществам;

– дисгевзия – извращение вкусовых ощущений, то есть неправильное чувство вкуса какого-либо определенного вещества, или вкусовые ощущения при отсутствии вкусового раздражителя.

Нарушение слуха

Потерю слуха могут вызвать

– поражение наружного слухового прохода,

– среднего уха,

– внутреннего уха,

– ведущих путей слухового анализатора.

В случае поражения наружного слухового прохода и среднего уха возникает кондуктивная тугоухость , при поражениях внутреннего уха или улиткового нерва – нейросенсорная тугоухость .

Кондуктивная тугоухость возникает в результате закупорки наружного слухового прохода ушной серой, посторонними телами, при набухании выстилки прохода, стенозах и новообразованиях наружного слухового прохода. К развитию кондуктивной тугоухости приводят также перфорации барабанной перепонки, например при среднем отите, нарушение целостности слуховых косточек, например при некрозе длинной ножки наковальни вследствие травмы или инфекционных процессов, фиксация слуховых косточек при отосклерозе, а также скопление жидкости в среднем ухе. уши.

Нейросенсорная тугоухость развивается в результате повреждений волосковых клеток кортиевого органа, обусловленных шумовой травмой, вирусной инфекцией, применением ототоксических препаратов, переломами височной кости, менингитом, отосклерозом улитки, болезнью Меньера и возрастными изменениями. К развитию нейросенсорной тугоухости приводят также опухоли мостомозжечкового угла (например, акустическая невринома), опухолевые, сосудистые, демиелинизирующие и дегенеративные поражения центральных отделов слухового анализатора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

10 клас біологія 2305-27.05.23

  Тема1. Похідні зародкових листків. Поняття про провізорні органи. Амніоти та анамнії.  Перейдіть за посиланням, подивіться презентацію та ...